Каменное тело собора царит над городом. Из изысканных каменных кружевом окутывающих его, то тут, то там высовываются наружу сколь уродливые, столь и причудливые фигуры и лица гаргуйлей и химер, насмешливо смотрящих на бесконечный поток паломников и туристов, стекающихся на соборную площадь. И окна сияют драгоценным стеклом витражей. Собор загадок, тайн и легенд.
Он стоит в самом сердце современного Парижа - острове Сите. Некогда, в Средние века это и был Париж. Нотр-Дам де Пари - Собор Парижской Богоматери. Собственно, все лучшие готические соборы Франции посвящены Деве Марии. … Реймс, Шартр, Амьен, Лан, Париж… Но, как не прекрасны, как не величественны соборы этих городов, главной звездой остается храм Парижа. Главный собор Франции, главный собор готики. Хотя в его чертах еще угадывается романский стиль, предшествовавший ей.
Подобно многим древним христианским храмам он родился на месте языческого святилища. Там, где ныне вздымаются башни собора Святой Девы, некогда поклонялись Юпитеру. Но наступила эра христианства, и капище язычников переродилось в храм новой веры. Произошло эта в начале нашего тысячелетия, вскоре после крещения франков святым Дионисием. Но только в середине XII века по воле епископа Парижа был заложен знаменитый собор. Он стал одним из первых храмов нового, французского, названного в последствии готическим, стиля. На создание каменного чуда понадобилось почти 200 лет.
Любой собор Средневековья независимо от того построен ли он в романском или в готическом стиле можно назвать Библией для неграмотных. Однако библейскими историями содержание гигантского каменного "комикса", которым являлся и является каждый из них, не исчерпывается. Рядом с иллюстрациями к Священному писанию мастера помещали сюжеты из жизни своих современников. Переплетая и те, и другие причудливыми, порой пугающими изображениями химер, демонов, странных аборигенов неизвестных земель (представление о географии земного мира средневекового человека сильно отличалось от современных). Мир готики таинственен, запутан и неоднозначен. Но мир скульптуры собора Парижской Богоматери занимает особое место в этой азбуке потустороннего. Недаром Виктор Гюго, создатель романтической легенды Нотр Дам, назвал его "наиболее удовлетворительным кратким справочником оккультизма". И до сих пор в каменных узорах собора ищут последователи эзотерических учений разгадку главной тайны алхимиков - рецепт философского камня…
Менялись стили, менялась мода, но неизменным оставалось почтение горожан к величественным каменным стенам. Но огонь Французской революции не пощадил их. Цветными слезами осколков разлетелись витражи. Каменные статуи фасадов пощадило, время, но не пощадили руки потомков тех, кто некогда с тщанием и благоговением выточил из камня прекрасные в своем спокойствии лики ангелов и пророков и удивительные физиономии инфернальных существ. Собор уцелел в революцию, но не благодаря великодушию республиканцев, а в силу технических затруднений новых властителей Парижа. После уничтожения аббатства Клюни у них ощущалась нехватка взрывчатки. В 1792 году храм Богоматери стал храмом разума с танцовщицей Фанни Обри в роли то ли воплощения революционного божества, то ли главной жрицы. Только 1802 году собор был заново освящен. К коронации Наполеона утративший часть былого великолепия храм приобрел, был несколько преобразован: на готическом портале возник портик с колоннами в античном духе.
Лишь в середине столетия, когда романтики сделали готику модной, архитектор Виолле-ле-Дюк произвел даже не столько реставрация, сколько реконструкция собора. Ученые, кстати, до сих пор спорят, больше от нее случилось вреда или пользы. Крышу собора заселили демоны и химеры, появился новый шпиль у основания, которого "скромный" художественный руководитель процесса поместил свой портрет…
Идут годы, меняется жизнь, меняется собор, но притяжение его никуда не исчезает. И, если вы во Франции, то любая дорога ведет к Нотр-Дам.