Один из самых замечательных памятников пражской готики 14-15 веков костел Девы Марии перед Тыном с его взметнувшимися ввысь башнями доминирует над всей Староместской площадью.
Тынский храм - третий по счету из костелов, стоящих на этом месте. Название происходит от слова тын или ограждение территории, на которой когда-то могли ночевать купцы, приехавшие торговать со всего света. Первая небольшая романская постройка 11 в. исторически связана с Тыном, экономическим центром Праги, где находилась княжеская таможня и при ней больница для иностранных купцов с костелом. Впоследствии он был заменен раннеготической постройкой 13 в., но и этот предшественник был вынужден уступить место будущему главному староместскому приходскому костелу.
Тынский храм был основан в середине 14 в. и начал строиться в конце правления Яна Люксембургского его сыном Карлом. Строился костел явно под влиянием мастеров М. Арраса и П.Парлержа силами придворных строителей «бригады Парлержа». Особенно это проявилось в таких деталях, как: 28-метровое окно, завершения окон главного нефа, пресвитерий и великолепный северный портал.
В начале 15 века не доставало лишь башен, фронтона и кровли.
В период гуситских волнений Тынским костелом завладела группа приверженцев Гуса во главе с Якоубком из Стржибра, со временем костел становится главным храмом «чашников» всего города. С 1427 г. приходским священником становится избранный гуситами архиепископ Ян Рокицана (погребенный в храме).
История возникновения кровли
По окончании гуситских войн дерево, предназначенное для строительства кровли костела, пошло на изготовление виселиц для последнего гуситского гетмана Яна Рогача из Дуба и его 50 друзей, казненных Зигмундом на Староместской площади.
Так получилось, что спустя 20 лет деревоматериал был найден там же, только предназначен он был для другого мероприятия на Староместской площади, на этот раз - для возведения торжественных трибун по поводу свадьбы чешского короля Ладислава Погробека с французской принцессой Магдаленой. Свадьба не состоялась по причине смерти жениха, а материал пошел на изготовление кровли храма.
Костел достраивался во время правления Георгия Подебрадского, избранного королем в стоявшей неподалеку Староместской ратуше. В это время были построены северная башня и фронтон центрального нефа, на котором была помещена скульптура «гуситского короля», а над ней позолоченный калих, символ причещения «под обоими» (хлеб и вино – тело и кровь Христова).
В 1626 г. статуя короля была заменена фигурой мадонны работы К.Бехтелера, а из калиха-чаши изготовлен лучистый ореол Мадонны.
Южная башня возникла в 1511 г., высота башен когда-то достигала 80 м. Невозможно не восхищаться мастерством искусных строителей далекого прошлого. Строительство в те времена осуществлялось с помощью временных помостов, пол которых клали на выходящие за плоскость стен в определенных интервалах балки, что давало возможность работать и снаружи и изнутри.
К сожалению, костел горел в 1679 г., после чего главный неф стал ниже, перекрытие относится к периоду барокко. Если внимательно приглядеться, можно заметить, что башни имеют различную ширину (как в случае с башнями романской базилики св. Георгия).
Костел представляет собой трехнефную базилику с башнями у западного фасада и тремя хорами, завершающими нефы на востоке. Общая длина 52 м, ширина 28 м, высота среднего нефа 44 м, боковых – 24 м, высота башен 70 м.
Костел можно назвать обширной галереей готического, ренессансного и раннебарочного искусства.
Северный портал с Тынской улочки представляет особый интерес с точки зрения пластики, это парлержовское искусство конца 14 в. Портал включает в себя тимпан с изображением сцен жития Христова. Оригинал тимпана в настоящее время находится в Национальной галерее.
Что касается интерьера, как уже говорилось, это типичная базилика с огромным средним и малыми боковыми нефами.
Исключительное место среди убранства и утвари занимают:
• оловянная купель 1414 г. (самая древняя в Праге), украшенная рельефами апостолов;
• две готические лавочки с консолями в форме коронованных глав;
• каменная готическая кафедра, также датируемая 15 веком;
• между главным и левым нефами на опорах покоится каменный готический балдахин работы М.Рейсека 1493 г.
• известная готическая статуя Мадонны с младенцем, мак наз. Тынская Мадонна на троне (1420) нашла свое место в неоготическом алтаре правого бокового нефа.
Среди убранства также обращают на себя внимание:
• главный алтарь с картинами К.Шкреты («Вознесение Девы Марии» и «Троица») – образец раннебарочной порталовой архитектуры 1649 г.;
• 14 больших полотен принадлежат кисти Ф.Чермака;
Всего в храме 19 алтарей, которые возникли и украшались при участии ф.м.Каньки, Шкреты, Бендла, Геллиха, Брокоффа и др.
В начале 2000 г. реставраторы обнаружили в костеле готическую фреску с изображением св. Иеронима со львом конца 14 в., тщательно укрытую в одном из алтарей бокового нефа.
Орган Тынского храма самый старый в Праге. Это работа немецкого мастера Мундта датирована 1673 годом, реставрация проходила в Бонне, в 2000 г. орган вернулся в Тынский храм.
Долгое время гордостью храма являлось более 60 захоронений известных и неизвестных, останков, хранимых с великим почетом. Некоторые из них были отстранены при перекладке полов. Среди самых известных – могила Тихо де Браге, датского придворного астролога, служившего при дворе Рудольфа-II.
Когда 12 голов из 27 казненных в 1621 г. чешских героев были сняты со Староместской башни у моста, они нашли свое место в Тыне. Многие надгробия изрядно повреждены, т.к. в прежние времена не считалось зазорным наступать на могилу, напротив, многие верили, что это помогает при зубной боли.
В 1973 г. началась капитальная реконструкция Тынского храма, и только сейчас подходит к концу обновление интерьеров. Медленный темп объясняется недостатком средств.
Со времен немецкой оккупации колокольня северной башни пустовала вплоть до Пасхи 1992, когда там появился новый бронзовый колокол весом в 960 кг от фирмы Маноушек.