Место, на котором сейчас стоит собор Святого Вита, не обошли вниманием еще 926 году. Здесь по распоряжению князя Вацлава выстроили небольшую церковь, посвященную святому Виту. В XI веке ее перестроили под базилику. Частично фундамент этой постройки был использован для строительства существующего здания.
В XIV веке король Ян Люксембургский решил, что Чехия достойная великолепного готического собора. Тем более, что в это время Пражское епископство стало архиепископством – ему потребовался более значительный, просторный и привлекательный «дом».
21 сентября 1344 года был заложен первый камень нового собора. Его возводили под руководством Матье из Арраса, который и привнес в облик собора черты французской готики. Но француз не дождался воплощения своего грандиозного замысла. Он успел возвести нижнюю часть стен хора с пятью капеллами.
Следующим архитектором собора стал Петр Парлерж. Он получил высокое звание строителя Праги в довольно раннем возрасте – в 23 года. Парлерж внес серьезные изменения в первоначальный проект. Под его руководством возникли восточная часть храма и почти вся южная башня. Но даже его молодость не дала ему возможности увидеть композицию завершенной. Дело продолжили его сыновья Вацлав и Ян.
Но гуситские войны, бушевавшие в Чехии в XIV веке, не способствовали архитектурным свершениям. Стройка была приостановлена. Активно строительством занялись только в 1560 году – под руководством Б. Вольмута завершили северную часть собора.
В таком состоянии собор и начали использовать, там проходили службы, торжественные церемонии, собор успел стать центральным сооружением города и важным духовным центром. Его уже знала вся Европа, когда на рубеже XIX-XX веков было принято решение по окончательной достройке и отделке здания. Точку поставили в 1929 году. Что ж, такого долгостроя не бывало даже в нашей стране во времена Советского Союза.
Украшения собора святого Вита, созданные в разное время, тем не менее прекрасно друг с другом сочетаются и создают гармоничную и величественную картину. Фасады собора украшены каменной резьбой, огромные окна выполнены в витражной технике (часть витражей созданы по эскизам Альфреда Мухи), внутри можно осмотреть уникальную галерею, в которой собраны скульптуры Матье из Арраса, Петра Парлержа, короля Карла IV и членов его семьи, архиепископов Праги и других людей, так или иначе причастных к возведению собора.